АИФ. Тематический архив.
    в Ярославле

 
MyLands - первая онлайн стратегия, которая дает Вам возможность не только получить удовольствие от игры, но и превратить игровую валюту в реальную. Аргументы и Факты



Платёжный сервис "Единый кошелёк" - это быстрый и удобный способ оплаты услуг с мобильного телефона или компьютера.          Автоматический обменный пункт
Тема: «Криминал / Россия криминальная»

Причина смерти Есенина. Версия о заказном убийстве - веление времени?

Окончание. Начало в N18-19

Стихотворение, написанное кровью

Э. ХЛЫСТАЛОВ размышляет: "Откровенно говоря, я не представляю, как можно написать стихотворение кровью из разрезанной вены..." Вероятно, бывший следователь ненароком спутал вену с артерией. Далее он рассуждает: "Пока строчку напишешь, кровью изойдешь... У любого, даже начинающего криминалиста возникает вопрос: "А можно ли с поврежденной веной (и мускулом) двигать этой рукой? Мог ли он при такой потере крови передвигаться, подниматься на стул, стол, тумбу?" Подобный вопрос мог возникнуть только у начинающего следователя, к тому же незнакомого с материалами дела и актом исследования трупа. Эксперт Гиляревский писал: "В нижней трети правого плеча имеется кожная рана с ровными краями длиной в 4 сант., в нижней трети левого предплечья имеется одна рана, идущая в горизонтальном направлении, и 3 раны в вертикальном направлении, эти раны длиной около 3 сант. Каждая с ровными краями, не проникает в толщу кожи". Характер ран - ровные края, преобладание длины над глубиной - свидетельствует о том, что они были причинены остро режущим предметом, например бритвой. Ни о каком повреждении вен, мышц в акте не указано. "Поврежденный мускул" - плод фантазии Хлысталова. Далее. По его же мнению, С. А. Есенин нанес повреждения непосредственно перед повешением. Так ли это?

Утро 27 декабря. В. Эрлих рассказывает: "Стоим около письменного стола: Есенин, Устинова и я... ОН говорит:

- Да! Тетя Лиза, послушай! Это безобразие! Чтобы в номере не было чернил. Я искал, искал, так и не нашел. Смотри, что я сделал!

Он засучил рукав и показал руку: разрезано. Поднялся крик..." Читаем дальше: "На этом поладили. Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: "Тебе". Стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья..." было прочитано Эрлихом лишь 28 декабря, когда он узнал о смерти поэта. Таким образом установлено, что порезы на руках Есенина появились в ночь на 27 декабря, т. е. за сутки до смерти, и никак не связаны с гибелью поэта.

В ряде публикаций утверждается, что стихотворение написано не самим Есениным, а является хорошо сработанной подделкой. Специалист ВНИИ судебных экспертиз МЮ России (ныне - Федеральный центр судебных экспертиз МЮ РФ) Ю. Н. Погибко, исследовав текст, пришла к выводам: "1. Рукописный текст стихотворения от имени С. Есенина, начинающегося словами: "До свиданья, друг мой, до свиданья..." и заканчивающегося словами: "...но и жить, конечно, не новей. С. Е.", - выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем. 2. Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, "сбивающих" привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами". Эксперты С. Никитин и И. Демидов установили: "Стихотворение С. А. Есенина написано "живой" кровью человека". Группа экспертов пришла к выводу: "Для написания стихотворения С. А. Есенина "До свиданья, друг мой, до свиданья...", по размеру букв соответствующего оригиналу, необходимо 0,2 мл "живой" крови человека".

Версии, версии...

В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ этого Ф. Морохов ссылается на акт исследования: "Признаки удушья есть: в гортани обнаружена характерная розовая пена". Характерная для чего? Пена в дыхательных путях является одним из признаков механической асфиксии, "удушья", как пишет автор, в том числе и при повешении. Но при чем здесь подушка? Правда, С. Куняев с таким же основанием считает, что поэта задушили его же пиджаком: "Чем они задушили его, если не пиджаком? И не потому ли трахея и гортань остались неповрежденными, а язык был прикушен?" При закрытии дыхательных отверстий мягким предметом (подушка, пиджак и пр.) можно обнаружить уплощение и некоторую деформацию носа и губ, более бледную окраску прижатых частей лица. На слизистой оболочке губ, на деснах возможны ссадины, порой ранки, иногда переломы зубов. В полости рта, глотки и в дыхательных путях могут быть обнаружены посторонние частицы - пушинки от подушки, ворсинки ткани. Однако эти признаки в акте не описаны.

Какие же еще повреждения на теле мертвого поэта смущают приверженцев версии убийства поэта? Патофизиолог Ф. Морохов: "Следы удара в лоб тяжелым узким предметом и синяки в области глаз хорошо видны на фотографиях. Кстати, фраза из акта - вдавленная борозда над переносицей. Это просто поврежденный череп". С. Куняев: "...дверь отворилась. Сколько человек вошло в номер? Очевидно, этого мы никогда не узнаем... Есенин сопротивлялся отчаянно. Удар в переносицу, очевидно, оглушил его. Истекая кровью, пытался вырваться из рук палачей..." Подобная безапелляционность снижает доверие к таким предположениям.

Поэтесса Н. Сидорина: "Фотографий много, и на всех зияет абсолютно круглая дыра над правой бровью как продолжение борозды... След от удара или пули сливается с бороздой... Посмертная маска Есенина ужасает всех, кто ее видел. Не "вдавленная борозда", а "глубочайшая рана на лбу". Поэтессе вторит бывший следователь: "На другой фотографии поэт изображен в гробу. На лбу трупа, чуть выше переносицы, гематома (шишка)... Гематома прижизненного происхождения". Так что же все-таки: "гематома" или "глубочайшая дыра"? Больше всего следует бояться самодовольной причастности к истине. "Московский комсомолец" (1997 г.) писал: "За прошедшие 70 лет вокруг Есенина скопилось небывалое количество людей, сделавших себе имя, состояние и общественное положение на его смерти. ...Карменовские фотографии достаточно четко показывают обратное: даже под ретушью, сделанной самим Карменом, видны травмы на лице Есенина, которые невозможно нанести себе самому".

Рассказывают маски

КАК же описаны повреждения в области лица в акте исследования? "На середине лба, над переносьем, вдавленная борозда длиной около 4 сант. и диаметром 1,5 сант., под правым глазом - небольшая поверхностная ссадина". При исследовании тела было установлено, что кости черепа целы. Как же возникли повреждения мягких тканей лба, так смущающие исследователей? Была проведена всеобъемлющая экспертиза всех 7 посмертных масок, подлинных негативов и фотографий с изображением тела Есенина. Из заключения экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ следует: "Вдавление в мягких тканях в лобной области... образовалось в результате длительного контакта с цилиндрическим предметом диаметром около 3,7 см, наиболее вероятно, с предметом горячим, о чем свидетельствует тот факт, что данное вдавление зафиксировалось, т. е. сохранилось после снятия тела из петли вплоть до похорон". Таким образом, "зловещее" вдавление возникло в результате прижатия лобной области головы Есенина к вертикальной трубе во время нахождения в петле. Никаких признаков огнестрельных, колющих и других повреждений на лице при исследовании масок не обнаружено.

Таким образом, смерть С. А. Есенина наступила от асфиксии, развившейся вследствие сдавления органов шеи петлей при повешении. Следов борьбы, самообороны при исследовании трупа на посмертных фотографиях не обнаружено. Таковы реалии смерти великого национального поэта России. Но некоторым по-прежнему хочется "крови"...

Александр МАСЛОВ, профессор судебной медицины





Тема: «Криминал / Россия криминальная»


Здесь вы можете обсудить понравившуюся вам статью или просто пообщаться с друзьями.

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Тематический архив статей составлен на основе материалов сайта "Аргументы и Факты" (www.aif.ru)